История возникновения и развития буддизма в Японии
Официальные японские хроники сообщают о том, что знания о буддизме были принесены в Японию проповедниками из корейского города Пэкче в 552 году нашей эры. Принятию и развитию буддизма в то время очень способствовала благосклонное отношение к ней принца Сётоку (574-622). Он лично составил письменные комментарии к трем сутрам и всячески способствовал распространению этой религии на территории государства. Именно при его содействии был построен знаменитый буддийский храм Хорюдзи.
Император Сему, пришедший к власти в 724 году, объявил буддизм государственной религией, и по его указу в каждой провинции были основаны буддийские монастыри — кокубундзи. В это же время в столице была установлена гигантская статуя Большого Будды.
С конца XII века в Японии доминирующим учением становится школа дзен, пришедшая из Китая. Это происходит благодаря широким симпатиям в среде самураев и императорском дворе. Все монастыри этого направления находились под официальным правительственным покровительством и достаточно быстро стали самыми крупными центрами культуры в Японии, а монахи этих монастырей хранителями знаний. Такая гегемония буддийских монастырей этой школы продолжалась до XVI века, и только при объединении страны под правление Ода Нобупага и Тоётоми Хидэёси былая мощь монастырей была сломлена.
При правительстве Токугавского сёгуната с 1603 по 1868 годы отношение к буддизму можно было назвать терпимым, поскольку он использовался в качестве инструмента для искоренения проникавшего в страну христианства, и его монахи помогали осуществлять негласный надзор за населением.
После того, как в 1868 году сёгунат был свержен, и к власти пришли сторонники синтоизма, отношение к буддизму резко изменилось. Многие монастыри и храмы были закрыты, а синтоизм объявлен государственной религией. Такое положение продержалось до самого окончания второй Мировой войны, когда была принята новая конституция Японии и объявлено свободное вероисповедание.